Отнять и автоматизировать. Или как чиновники и олигархи прожигают наше будущее
Как вы думаете, что можно было бы сделать на те деньги, которые сегодня тратятся на содержание депутатов Госдумы, на дворцы и яхты для чиновников, на вознаграждения топ-менеджеров крупных корпораций, на строительство новых тюрем, на проведение никому не нужных, по сути, чемпионатов и олимпиад? На эти деньги можно было бы полностью модернизировать российскую экономику, автоматизировать производство, роботизировать медицину и сферу услуг. Создать сверхсовременную экономику. Роботизация, внедрение роботов в различные производственные процессы сегодня является важнейшей экономической и технологической задачей. От этого зависит будущее экономики и развития. Во всем мире происходит замена человеческого труда трудом промышленных роботов. Это значительно повышает эффективность труда, и снижает количество производственных ошибок и издержек на производство. Можно сказать, что роботы сегодня играют то же значение, что и первые промышленные машины несколько веков назад. И та страна, которая окажется в стороне от процесса, не сумеет модернизировать собственное производство, окажется в том же положении, что и какие-нибудь папуасы в век паровых машин.
Россия сегодня представляет идеальный образчик такой отсталой страны. Уровень роботизации здесь один из самых низких в мире: в 70 раз ниже средних мировых значений. В России на 10 тысяч работников приходится один промышленный робот. Для сравнения: в какой-нибудь Сербии это количество составляет 110 роботов на десять тысяч рабочих. В США – 176. В Германии – 301. В Южной Корее – 531. Однако, это обусловлено вовсе не нехваткой средств, а особенностями нашей политической и экономической системы. В стране достаточно денег, чтобы осуществить модернизацию экономики, перевести её на рельсы автоматизации. Но вместо этого они тратятся на яхты, дворцы, какие-то ненужные чемпионаты. Что мы могли бы сделать на эти средства?
Например, мы можем посмотреть на объемы мирового рынка робототехники в 2014 году году. Рынки промышленной и сервисной роботехники, включая медицинских, военных роботов, логистические системы, стоимость программного обеспечения, периферийных устройств и инженерных систем – 36 миллиардов долларов, если верить докладу Национальной Ассоциации Участников Рынка Роботехники – http://robotforum.ru/assets/files/000_News/NAURR-Anal.. . Вместе с тем стоимость Олимпиады в Сочи в том же 2014 году составила, по данным Фонда Борьбы с Коррупцией, полтора триллиона рублей. В пересчете на доллары по курсу 2014 года, это 42 миллиарда долларов. В том же 2014 году на проведения Чемпионата мира во футболу заложили 664 миллиарда рублей – 18 миллиардов долларов. Годом ранее в Казани состоялась Универсиада, на которую потратили 4,5 миллиарда долларов. То есть на три спортивных мероприятия, основной целью которых является повышение престижа страны, потратили 64 миллиарда долларов. На эти деньги можно было бы закупить в два раза больше роботов и роботизированных систем, чем было куплено во всем мире. Здесь стоит вопрос, что полезнее для населения страны – спортивные мероприятия, от которых единственный выхлоп – потешенное самолюбие руководства страны. Или модернизация экономики. Тем более в условиях кризиса экономики и “денег нет”.
Или вот, например. В том же 2014 году Евросоюз выделил на развитие сервисной и промышленной роботехники около трех миллиардов долларов (2,8 миллиарда евро). Это примерно столько же, сколько намерены потратить ФСИН на строительство новых тюрем – 167 миллиардов рублей. Что важнее – развитие экономики или строительство тюрем?
Франция в том же 2014 году выделила сто миллионов евро в качестве грантов на исследования и субсидий на модернизацию в области робототехники. Это меньше, чем стоит яхта Сечина за 150 миллионов долларов. Великобритания в том же 2014 году выделила 158 миллионов фунтов на поддержку исследований и разработок в сфере интеллектуальной роботехники. Это столько же, сколько Россия тратит на содержание Госдумы в год – 11 миллиардов рублей. Ну вот честно, нам разве нужны яхта для Сечина или депутаты Госдумы? Какая от них польза?
Китай, промышленный гигант, вложил в 2013 году на последующие пять в автоматизацию промышленности одного региона (который, вероятно, может экономически сравниться со всей Россией) 82 миллиарда долларов. Это примерное состояние всего девяти россиян из списка Форбс (не самых богатых). Россиян, которые сделали своё состояние на добыче полезных ископаемых, которые, по справедливости, принадлежат всем нам – нефти, газа, угля, металлов… Это наши деньги, не их. Но вместо того, чтобы потратить их на всеобщее благо, на развитие экономики и автоматизацию страны, они ложатся в карманы девяти человек. Роскошь для девяти человек или процветание для ста сорока миллионов? Вопрос риторический.
Вообще же со списком Форбс довольно интересно. Только сто богатейших россиян, сделавших свои состояния на торговле нашими природными ресурсами, либо же в розничной торговле, бессовестно завышая цены для нас с вами, обирая нас, владеют состоянием в 303 миллиарда долларов. Это что-то около трех годовых бюджетов России. Что можно было бы сделать, если бы эти деньги пошли не в карман ста человек, а на развитие экономики в интересах ста сорока миллионов? В прошлом году сумма вложений США в робототехнику и модернизацию производства составила 91,5 миллиард долларов. Кстати, это равно вкладу России в казначейские облигации США – 91 миллиард долларов. То есть на эти деньги мы вполне могли бы сделать всё тоже самое и здесь, у себя. Из вложенных в роботехнику 91,5 миллиарда 31% приходится на автоматизацию производственных процессов. На роботизацию ресурсной промышленности пришлось 8 миллиардов, на сферу услуг – 6,5 миллиардов, на роботизацию медицины – 4,5 миллиарда. То есть даже если оставить каждому из этих ста богатейших россиян по сто миллионов долларов (чего хватит за глаза на всю жизнь не только им, но и всем их родственникам и потомкам), а остальное изъять для общего блага, то этого хватило бы, чтобы поддерживать темпы автоматизации на уровне США в течении трех лет. А если изъять богатства не ста богатейших россиян, а тысячи? Всех, кто нажил свои состояния за наш с вами счёт? Мы могли бы полностью автоматизировать и модернизировать страну, от медицины и сферы услуг до промышленности и добычи ресурсов. Пользоваться результатами труда роботов, и особо не напрягаться, занимаясь саморазвитием. Но вместо этого мы живем в нищете, денег нет, а все богатства страны сосредоточены в руках нескольких тысяч человек.
И это без учета чиновников, которые свои состояния скрывают. Например, в недавнем расследовании навального утверждается, что на фонды премьера Дмитрия Медведева переведены 70 миллиардов рублей – около одного миллиарда долларов. И это один чиновник, пусть и высокопоставленный! А вспомните все эти постоянные скандалы, вроде обнаружения миллиардов у полицейского начальника дома? Все эти истории с коррупционерами, вроде Васильевой? Только официальные потери от коррупции составляют в России около 750 миллионов долларов в год. Фактические же они, надо полагать, в десятки, если не сотни, раз больше. Ведь официальные данные оглашают те самые люди, что коррупцией и занимаются, покрывают друг друга. Весь государственный аппарат зиждется на коррупции. Впрочем, и “официальных” “законных” трат нам хватило бы, чтобы автоматизировать производство. Содержание чиновничьего аппарата, чрезвычайно раздутого и неэффективного, составляет около 13 миллиардов долларов в год. Выплаты ключевым топ-менеджерам только 19 корпораций в 2015 году составили 750 миллионов долларов. С тех пор они только растут. Содержании полиции и силовых структур, также крайне раздутых, чья численность превышает среднюю мировую численность в два раза – 20 миллиардов долларов. На армию в 2017 году выделено из бюджета 17 миллиардов долларов (и это в несколько раз меньше, чем выделялось в предыдущие годы). На военную операцию в Сирии в течении года, согласно расследованию РБК, тратится еще один миллиард долларов. Да если хотя бы половину этих трат пустить на модернизацию, мы бы не были отсталой страной с нищим населением.
Но в рамках нынешней системы такая модернизация невозможна. Российский режим напрочь коррумпирован, и сколько бы средств не выделялось на какие угодно проекты, они будут разворованы, а ничего сделано не будет. Мы видим это на примере национальных проектов нулевых годов, либо на строительстве “Зенит-Арены” или космодрома “Восточный”. Чтобы при нынешнем режиме модернизировать экономику (или, точнее, удовлетворить жадность чиновников) не хватит никаких денег. Некоторые суммы на развитие роботехники, кстати, выделяются и сейчас, но по сути они точно также оседают в карманах. Исключение составляет военная роботехника, здесь в России всё достаточно прилично, разработаны и выпускаются военные роботы различного предназначения. Что только подчеркивает, что в России есть база как для исследования, так и для производства роботехники.
Важно понимать, почему так происходит. Цель любой элиты – российской, американской, китайской, любой иной – получение прибыли. Но российские элиты получают огромные суммы просто выкачивая нефть и газ, у них нет нужды что-либо развивать здесь. Они итак богаты, они итак будут получать громадные прибыли. Потому их всё устраивает. Такое положение дел характерно вообще для всех “сырьевых” стран. И кто бы не пришел им на смену, новые элиты будут вести себя точно таким же образом. Пока сырьевые ресурсы будут находиться в частных руках, такое положение дел неизбежно. Единственной альтернативой может быть передача их в руки всего населения. За счёт нефтегазовых доходов (а это порядка пяти триллионов рублей только тех средств, что поступают в бюджет, не говоря о том, что остается в карманах олигархов и топ-менеджеров) можно, например, обеспечивать проведение той самой автоматизации производства.
Приход к власти либералов же, замена плохих олигархов “хорошими” олигархами ничего не изменит. Тем более, что существует опыт девяностых годов. В условиях рыночной экономики происходит только деградация. Сохраняются и поддерживаются, по большей части, инфраструктура и предприятия, необходимые для добычи ресурсов и торговли. Производство же становится совершенно лишним и не нужным. За последние 25 лет, за либеральные девяностые и первую половину нулевых, за корпоративистские путинские вторую половину нулевых и десятые годы, материально-техническая база, доставшаяся от СССР, деградирует и изнашивается. Так, уничтожена уже половина советской промышленной инфраструктуры. СССР был ужасным монстром, государством-левиафаном, но он создавал развивал промышленность. Рыночная экономика сырьевой страны не способна же даже на это. Со времен развала СССР уничтожено материально-технической базы на 420 триллионов рублей www.finanz.ru/novosti/aktsii/rossiya-pr… . Сохранение экономики, основанной на частной собственности, только продолжит этот процесс. Стагнация, деградация и окончательно превращение в “белую Африку” – единственное будущее при королях нефти и газа, кем бы они ни были – “патриотами” или либералами.
Вместо этого мы уже давно могли бы полностью роботизировать экономику, заменить человеческий труд трудом роботов, и жить, распределяя доходы от роботизированного производства между населением страны. Этот процесс происходит сегодня во всём мире. Пока роботы вытесняют человеческий труд, во многих странах обсуждается введение Базового Основного Дохода, когда граждане страны получают деньги запросто так. В западных странах такое сегодня возможна, потому что на них работает вся мировая экономика. То есть БОД американца или европейца будет обеспечен трудом китайца или мексиканца. Это, конечно, неправильно. Но с развитием робототехники, БОД может быть обеспечен трудом не других людей, но трудом роботов. Откуда же взять деньги на роботизацию, мы уже показали выше.
То есть экономическая альтернатива современной российской экономики, в общем то, простая. Отнять и автоматизировать. Сегодня все деньги пожираются олигархами и государственным аппаратом. Но если полностью заменить государственный аппарат системой народного самоуправления, свести число чиновников к минимуму, ограничив их чисто исполнительной функцией, если изъять все богатства, присвоенные олигархией и бюрократией – у нас будет достаточно средств, чтобы модернизировать экономику. Роботизировать производство, сферу услуг, медицину, добычу ресурсов. Сегодня человек уже не должен тратить всю свою жизнь на работу. “Пусть работают машины, они железные, их не жалко”! Находиться же экономика должна в руках не государства или частных лиц, а в руках органов прямой демократии, и прибыль должна идти не в карман бюрократам или капиталистам, а распределяться между населением страны и различными проектами и исследовательскими фондами.
В будущем же, при должном развитии роботехники и искусственного интеллекта, возможно вообще отказаться от денежной системы, и формировать “заказы” через специальные программы, подобно тому, как сегодня мы заказываем покупки через интернет-магазин. Автоматизированные системы могут проводить учет всех потребностей, и спускать “заказ” на роботизированные производства, производящие столько товаров, сколько нужно гражданам на данный момент. Затем с помощью автоматизированных же систем доставка товаров может осуществляться в районные центры, либо же даже прямиком к двери заказчика. Все эти технологии существуют уже сегодня. Дело за их внедрением.