Как профчиновники используют “левых”
Публикуем статью Михаила Магида с критикой “сервисного” подхода к работе с профсоюзами. Хотя критика Михаила справедлива, в статье не указывается, что это лишь один из возможных подходов к работе в профсоюзах (и социальных движениях вообще). “Сервисный” подход, когда левые активисты выступают просто как пушечное мясо, обслуга, мальчики на побегушках или помощники социальных и рабочих активистов, нуждается в критике, что и сделано в этой статье.
Однако есть иной подход, которого придерживаются сторонники социальной революции. Наша цель – организация народа в ту силу, которая может противостоять организованной силе угнетателей. И именно из этой перспективы мы и должны планировать свою деятельность в социальных и рабочих движениях. Мы должны не оказывать “сервисные” услуги, бегая на побегушках у социальных активистов, а способствовать организации угнетенных и осознанию ими своих интересов, что подразумевает вовлечение их в борьбу и ведение ими самими активной деятельности, а вовсе не выполнение всей работы левыми активистами.
Потому нельзя не отметить, что данная статья является неполной: справедливо критикуя “сервисный” подход, она умалчивает о иных методах работы в социальных движениях, из чего может быть сделан ложный вывод о ненужности работы в таких движениях. Сама же критика подобного подхода совершенно справедлива.
—–
Есть один старый трюк: профчиновники используют “левых” в качестве бесплатной обслуги. Такое часто случается не только в России, но и, например, в Испании. Зачем профчиновникам это надо? Потому что в противном случае им пришлось бы платить организаторам митингов, менеджерам, разносчикам листовок и т.д., а тут приходят молодые люди, которые все готовы делать бесплатно – превосходная экономия сил и денег! Если же вдруг левые начинают толкать какие-то свои темы, которые почему-либо кажутся профчиновникам ненужными, их, левых, немедленно выгоняют вон в самой грубой форме. Выглядит это примерно так: приходит руководитель профсоюза и говорит: “вас больше в этом помещении не будет, я тут хозяин, здесь помещение профсоюза, пошли вон!”. Или слишком активную группу исключают из профсоюза.
.
Либертарный социализм (анархизм, автономизм, ратекоммунизм) связан с самоорганизацией работников без профбюрократии и вне ее контроля (не говоря уже о других чертах автономного рабочего движения, вполне очевидных, весьма суровых). Без этого нет смыла говорить о каком-либо “рабочем движении”. В таком деле профчиновник и его бесплатный (а в некоторых случаях и платный) помощник-большевик – тактические противники, а не союзники. В чем проблема? В том, что значительная часть современных “социально-классовых анархистов” играет в ту же самую игру, что и большевики. Там точно такая же ситуация бесплатной поддержки дяди-профсоюзника. Зачем им это надо? Потому что дает этим анархистам ощущение собственной значимости и наполняет смыслом бытие полит-тусовки: “мы тут с рабочим классом дружим, забастовщикам помогаем”. Полезная профкомычам иллюзия (в реальной жизни все контролируется профструктурой, левакам или анархистам и шаг в сторону не дадут сделать), но она работает. Так что анархистам, которые поддерживают профсоюзы, имеет смысл дружить с большевиками. Вместе бесплатно пахать – оно веселее.
Михаил Магид
По-м., основная доля этих борений была бы снята, внедри СССР систему хозяйственного народовластия на основе всеобщей компьютеризации (ОГАС, проект ак. В.М. Глушкова; и совбюры были – в колебательном порядке – почти готовы внедрить: даже 2 Съезда КПСС это внесли в свои “решения”, – но вследствие подковерной борьбы (включая, уж таковы факты, и “пятоколонную”) вместо ОГАСа провели реформу Косыгина по предложениям Либермана). Так и упустили шанс “обобществить производство на деле” (Ленин), и тем самым перейти от госкапитализма к действительному социализму.