“Мы все под колпаком”: опыт организации социального центра в Нижнем Новгороде
Этот текст нам прислали наши нижегородские товарищи. В нем – рассказ о попытке организации в городе свободного пространства и неадекватной реакции правоохранительных органов. Примерно 50% всех новостей из Нижнего Новгорода о том, что полиция разгоняет молодежные концерты, проводит обыски у правозащитников или пресекает на корню любые попытки самоорганизации, любые начинания, исходящие снизу, проекты тех, кто не делится деньгами и отказывается быть стукачем. Такая ситуацию характерна и для других провинциальных городов России, а чем дальше они от федерального центра, тем репрессии безумнее. Люди, продолжающие что-то делать в условиях, когда места для проведения фримаркета накрывается ОМОНом и ФСБ, и придавать огласке безумные действия силовиков, заслуживают самых теплых слов поддержки.
“В этой стране бесплатный – только воздух, и это всего лишь досадная недоработка ФНС.
Нам остается только вздыхать, когда мы посещаем сквоты в Европе, где люди живут в захваченных зданиях не одно поколение и где проводят множество интересных мероприятий. Если их вольные обитатели спросят о чем-то подобном в России, придется долго вспоминать: да, был репортаж о засквотировнном домике в Питере – всех выгнал ОМОН. В Севасте заняли бывшую базу на месяц, еще какие-то ребята хотели что-то замутить, но их тоже быстро прикрыли. Сама идея о том, что кто-то чем-то пользуется бесплатно или что-то делает бесплатно, вызывает неимоверное раздражение у органов контроля популяции, ибо так люди могут додуматься, что можно не платить государству и вообще кому-то за то, что живешь.
Будучи россиянами, мы, конечно же, не тешили себя мыслями что-то захватить, но в нашем городе мы решили создать некое свободное пространство, где можно полезно и с интересом провести время каждому.
Мы арендовали помещение, сделали в нем ремонт. Помогать вызвались многие ребята, и после пары кинопоказов в кругу друзей мы решили сделать первое мероприятие для горожан, приурочив его к Дню Вегана. Выбрали фильмы на тематику вегетарианства, приготовили разнообразные веганские угощения, наварили веганского мыла. И мы совсем не ожидали, что придет столько много народу. Было радостно и приятно, мы лишь расстроились, что помещение слишком маленькое, чтобы вместить всех желающих.
Конечно, приходили и «казачки», которых не интересовало веганство, но крайне интересовали организационные вопросы: кто, как, на какие шиши, почему народ собрался. Тем не менее, арестовывать особо опасных веганов никто не приехал, и мероприятие закончилось веселой дискотекой. Мы были рады открытию подвала.
А через пару недель у нас уже было готово постоянное расписание: еженедельно функционирующие шахматный клуб, клуб любителей английского, йога, клуб по рисованию, секция «скейтбординг», и, конечно же, кинопоказы. Мы также забили день для лекции по раздельному сбору мусора и для открытия выставки нижегородской художницы.
Но кому-то это не понравилось.
За несколько дней до лекции арендодатель сообщил, что им поступил «некий звонок», и он сам не понимает в чем дело, но нам нужно съехать до конца недели. Мы потребовали озвучить причины выселения, так как договором аренды вовсе не было предусмотрено, что нас могут выселить в случае звонка от непонятно кого из непонятно каких органов.
Разговор с арендодателем начался следующими словами: «Ну что я могу сказать вам. Вы все под колпаком!». Он рассказал, что его дважды вызывали в здание ФСБ, где ему пояснили, что мы занимаемся вербовкой людей в экстремистские организации. Мы любезно рассказали арендодателю, чем именно занимаемся, и что, кажется, экологические лекции, дни вегана и кинопоказы пока еще уголовным кодексом РФ не криминализированы, да и другими законами тоже.
Арендодатель кивнул с пониманием и добавил, что ему также предлагали установить прослушку в помещении. А когда он отказался, велели выселить нас.
Все четко и понятно. Но в день выезда арендодатели внезапно предложили нам остаться, сказали что даже могут сделать скидку на аренду, если мы затрудняемся с оплатой.
Тем временем, друзья паковали наши вещи. И вот, когда основная часть скраба уже выехала, к нам во дворик завернул УАЗик с сотрудниками при параде.
Раздался стук. А когда сотрудникам не открыли изнутри – кто-то открыл им снаружи. Мы не знаем, кто именно, но не исключено, что это сделали сами полицейские, имея откуда-то ключи. Увидев, что внутри никого нет, «гости» ушли. А через некоторое время подъехал арендодатель. На вопрос, кто мог заходить внутрь после стука полицейских, он ответил: «Да мало ли кто!». И нам сразу стало ясно, почему нас так усиленно уговаривали остаться.
Они считают, что любого человека можно заставить делать то, чего от него ожидают. И ведь действительно можно, и мы знаем, какими методами они этого добиваются. И конечно, бывали случаи раньше, и нас не первый раз пытаются забить, как торчащие гвозди, куда-то внутрь, на один уровень с остальными. Ну, просто у нас город такой – ОМОН-сити.
Мы все так или иначе занимаемся чем-то в жизни и имеем активную гражданскую позицию. Кто-то на пикеты против войны ходит, кто-то правозащитной деятельностью занимается, кто-то парк местный защищает от вырубки, кто-то просит на плакатах, чтобы выпустили хороших ребят, не носили шуб, не выбирали Путина. Не весть какая подрывная деятельность, но наши власти ее на дух не переносят.
Тем не менее, мы даже не предполагали, что проведением кинопоказов в нашем подвальчике заинтересуются органы, ведь мы не зазывали там никого в ряды к батьке Махно.
Видимо, тут уже неважно, что именно мы хотим организовать – лекторий, детский садик, кружок лепки из глины – их все равно закроют. Нам запретят что-то устраивать для других, нам запретят общаться, ведь по их мнению мы больны – участием, неравнодушием, идеями, которым полиция мысли не позволит даже озвучиваться.
Наблюдать разрешено, участвовать – нет. Иначе ты в списке и к тебе придут. К кому-то придут на работу, к кому-то – домой, а кого-то с собой заберут. А соседу твоему, когда он будет понятым во время обыска твоей квартиры, скажут, что ты экстремист и людей убиваешь, и тот даже решит переехать от греха подальше. Как поется в одной песне, «у нас в стране демократия, к каждому приходят в дом, бьют в живот шипастым сапогом и напоминают, кто у власти».